В России наиболее масштабно изготовлением ручных ковров занимаются в Республике Дагестан. Ручное ковроткачество — это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Санаторий Берёзки на территории Дагестана нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры табасаранских мастериц. Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. Обнаруженные во многих женских погребениях каменные, глиняные, костяные пряслицы подтверждают это.
В могильниках периода II тыс. до н. э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи. Секреты ковроткачества передаются из поколения в поколение, от матери к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Торговые связи со странами Переднего Востока и Средней Азии способствовали появлению ковровых изделий культового назначения (намазлыки, молитвенные коврики). Дербент, который в тот период был крупным торговым городом на Каспии, славился красками, добываемыми из трав, кустарников, которыми окрашивали шерстяные нитки. Здесь получило широкое распространение выращивание естественного красителя — марены.
После многих веков развития этого вида искусства, уже в XIX в., по мнению ученых-исследователей, сформировались самобытные центры ковроткачества среди табасаранцев, в некоторых селах лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев сосредоточенные в Южном, Центральном и Северном Дагестане. Ковроткачество получило благоприятную почву для своего развития в 20-30-х годах прошлого столетия, когда на базе объединения мастериц-одиночек были созданы более десяти артелей в населенных пунктах Ушниг, Халаг, Кандик, Межгюль, Ляхля, Чере, Чиликар, Тураг, Хучни, Микрах, Рукель, Кабир, и Ортосталь. Производство охватывает также близ лежащие населенные пункты. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии.
Они отличаются высокой прочностью, долговечностью (средний срок эксплуатации ковров — около 250—300 лет), возможностью изначального выбора цветовой гаммы, плотности, высоты ворса, неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием рисунков и размеров. Ковры, как произведения нестареющего и вечно молодого самобытного искусства, сохранили традиции и технологию выработки от далекого прошлого до наших дней. Они находят широкое применение для украшения интерьера жилья и общественных помещений, хорошо гармонируют с любой мебелью, придают помещению обжитой вид. Ковровое искусство дагестанских народов многообразно и богато. Уже упомянутые дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Брно, Измира и других городов. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они являются постоянными экспонатами на международных и отечественных ярмарках и выставках, где удостоены почетных дипломов и золотых медалей: в Брюсселе (Бельгия, 1958 г.) и Лепцигской выставке-ярмарке (ГДР, 1967 г.). Ковры вошли в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах».