В России наиболее масштабно изготовлением ручных ковров занимаются в Республике Дагестан. Ручное ковроткачество - это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. На территории Дагестана нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные санаторий Подмосковье ковры табасаранских мастериц. Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. Обнаруженные во многих женских погребениях каменные, глиняные, костяные пряслицы подтверждают это. В могильниках периода II тыс. до н. э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи. Секреты ковроткачества передаются из поколения в поколение, от матери к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции.
В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Торговые связи со странами Переднего Востока и Средней Азии способствовали появлению ковровых изделий культового назначения (намазлыки, молитвенные коврики). Дербент, который в тот период был крупным торговым городом на Каспии, славился красками, добываемыми из трав, кустарников, которыми окрашивали шерстяные нитки. Здесь получило широкое распространение выращивание естественного красителя - марены. После многих веков развития этого вида искусства, уже в XIX в., по мнению ученых-исследователей, сформировались самобытные центры ковроткачества среди табасаранцев, в некоторых селах лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев сосредоточенные в Южном, Центральном и Северном Дагестане. Ковроткачество получило благоприятную почву для своего развития в 20-30-х годах прошлого столетия, когда на базе объединения мастериц-одиночек были созданы более десяти артелей в населенных пунктах Ушниг, Халаг, Кандик, Межгюль, Ляхля, Чере, Чиликар, Тураг, Хучни, Микрах, Рукель, Кабир, и Ортосталь.
Производство охватывает также близ лежащие населенные пункты. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они отличаются высокой прочностью, долговечностью (средний срок эксплуатации ковров - около 250-300 лет), возможностью изначального выбора цветовой гаммы, плотности, высоты ворса, неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием рисунков и размеров. Ковры, как произведения нестареющего и вечно молодого самобытного искусства, сохранили традиции и технологию выработки от далекого прошлого до наших дней. Они находят широкое применение для украшения интерьера жилья и общественных помещений, хорошо гармонируют с любой мебелью, придают помещению обжитой вид. Ковровое искусство дагестанских народов многообразно и богато. Уже упомянутые дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Брно, Измира и других городов. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они являются постоянными экспонатами на международных и отечественных ярмарках и выставках, где удостоены почетных дипломов и золотых медалей: в Брюсселе (Бельгия, 1958 г.) и Лепцигской выставке-ярмарке (ГДР, 1967 г.). Ковры вошли в мировой каталог под названиями "Табасаран", "Дербент", "Ахты", "Микрах". В качестве вложения денежных средств ковры занимают 15-е место, сразу между антикварной мебелью и старыми гравюрами. Самый дорогой ковер в мире был продан на Лондонском аукционе в 1928-м году, это персидский ковер из Исфахана, XVI века. Современные ковры предлагаются практически в любых расцветках и формах - так что вы сможете создать и подчеркнуть любое пространство в доме. Устаревшие рассуждения о том, что ковры аккумулируют пыль и вызывают аллергию - это миф.
Ни одно авторитетное исследование не подтвердило эту теорию. Напротив, согласно данным шведских ученых, ковер притягивает пыль и не дает ей подниматься в воздух. При этом ковер требует уборки не чаще, чем 1-2 раза в неделю. С любых же гладких поверхностей (паркет, ламинат, линолеум) пыль мгновенно поднимается в воздух - и вызывает аллергию. Исследования доказали: ковры - улучшают качество воздуха в доме! Они притягивают пыль, абсорбируют ее. При этом ковер сам по себе не является источником пыли. Пыль в доме появляется в результате жизнедеятельности жильцов, домашних животных, приносится извне. Ковер же притягивает пыль внутрь ворса и не дает ей подниматься в воздух. И значит - аллергенов в воздухе становится намного меньше. Помимо прочего, в сложное время эпидемий гриппа, не стоит забывать, что пыль может стать катализатором заболевания. И ковер, который блокирует пыль на небольшой высоте и не дает ей подняться выше - служит надежным защитником, сохраняя не только тепло ног, но и здоровье. Материал, из которого сделан ваш ковер, может быть любым, все дело в личных предпочтениях. Дорогие ковры из шелковой нити лучше сохранятся на стенах, а современный синтетический ковер будет долго служить вам в местах, где другие ковры будут быстро изнашиваться. Традиционный выбор россиян - "поменьше синтетики, побольше шерсти" тоже основан на предрассудках. Когда-то и впрямь синтетические материалы уступали натуральным. Но с тех пор ковровые покрытия стали намного совершеннее. Современные пропитки и обработка материалов делают синтетический ковер практически универсальным. Он легче чистится, дольше сохраняет прекрасный внешний вид. И его тепловые характеристики мало чем отличаются от шерстных ковров. Но в отличие от шерстяных ковров, которые со временем сами начинают становиться источником пыли (за счет износа натуральных волокон), синтетические ковры прослужат дольше и самое главное - чище.
Современный ковер может очищать и дезинфицировать воздух в доме! Да, частицы пыли остаются в ковре и не поднимаются в воздух. Концентрация пыли в воздухе, которым вы дышите, уменьшается, и это помогает снизить аллергические реакции и риск заболеть респираторными болезнями, такими как грипп, например. Давно устарело мнение, что аллергикам и астматикам ковры не рекомендованы. Раньше для производства ковров, действительно, использовались только шерсть и хлопок. Это способствовало тому, что ковер долго накапливал пыль, а потом "отдавал" её обратно. Но не будем сейчас останавливаться на том, что ковры требуют чистки время от времени. Тем более, что современные технологии предоставили производителям ковров уникальные материалы, безопасные для чувствительных людей, с антибактериальными покрытием и грязеотталкивающими пропитками. С уверенностью можно сказать, что современные ковры успешно препятствуют размножению микроорганизмов в доме.
Именно поэтому ковер - идеальное покрытие для детской комнаты. Помимо заботы о дезинфекции, он заботится и о безопасности ребенка! Ведь детская жизнь полна беготни, игр и, увы, неизбежных падений. Мягкий ковер, все же лучше подходит для активных игр и падений, чем самый красивый и дорогой паркет или, к примеру, ламинатные покрытия. Даже для самых маленьких детишек - ковер станет логичным продолжением манежа - таким же мягким и теплым. Малыш будет развиваться быстрее, потому что площадь его путешествий станет больше.
А еще ковер - вдобавок к мягкости и безопасности с тех давних пор заботится о сохранении домашнего тепла. По нему можно ходить босиком, не боясь застудить ноги и заболеть. И в детской всегда можно будет обойтись без тапочек и носочков.